для слабовидящих

Газета «Грани культуры», апрель 2013 год. №7 (70)

Заслуженный артист России Александр Масленников отмечает юбилей Только театр
Заслуженный артист России Александр Масленников отмечает юбилей

Я много раз видел его на сцене ТЮЗа, смотрел его прекрасную работу в спектакле Музыкального театра «Свадьба в стиле ретро», но впервые наблюдать Масленникова в репетиционном процессе довелось в Молодежном театре. К первым же читкам Сан Санычем приготовлена собственноручно переписанная в тетрадочке роль. Едва появились эскизы костюмов, как он уже раздобыл похожую шапку и приоделся на репетициях поближе к персонажу. Ну что сказать – профессионал до мозга костей! Александру Александровичу Масленникову – 60! Юбилей он встречает бенефисом в Молодежном 16 апреля и творческой встречей «Еще не вечер!» в Камерном зале Волгоградконцерта на следующий день.

– Александр Александрович, как зародилась сама идея посвятить жизнь театру? И как она реализовывалась?

1 курс Саратовского театрального училища (1968) – Так получилось, что, когда я учился в Мичуринске в начальной школе, у нас была замечательная учительница Мария Федоровна Котова, которая организовала кукольный кружок. Играли кукольные спектакли, ставили сценки. Моей первой ролью стал пожилой гражданин. Во время каникул тогда устраивали небольшие летние площадки. Я на таких мероприятиях читал стихи, небольшие рассказы, выполнял обязанности конферансье. Как-то я побывал на спектакле в Мичуринском драматическом театре, посвященном судьбе Софьи Перовской. Меня потрясла игра актрисы, исполнявшей главную роль. Тогда и оформилось желание стать артистом, опиравшееся на мой опыт сценических выступлений. Мне устроили встречу с режиссером Мичуринского театра – учеником Андрея Гончарова Германом Петровичем Носатовым. Он посоветовал поступать в Саратовское театральное училище. И я после восьмого класса отправился туда и поступил.

Курсом нашим руководил Дмитрий Александрович Лядов. Я ему настолько благодарен, что своего первенца назвал Дмитрием. Это был великолепный мастер, замечательный актер Саратовского театра драмы имени Карла Маркса, заслуженный артист РСФСР. Поступало 900 человек, поступило 25, окончили курс 16. Семеро, в том числе и я, с отличием. Учиться было очень интересно. На нашем курсе собрались талантливые люди. Володя Конкин, прославившийся позднее ролями Павки Корчагина и Шарапова. На его юбилей я был приглашен в прямой эфир на канале «Россия 1». Это было сюрпризом для Владимира, когда я появился как его однокурсник и староста курса. Это была «Машенька» А. Афиногенова.

Нас просматривали из многих театров. Конкин, я и еще несколько человек получили приглашение от главного режиссера Харьковского ТЮЗа. Мне сразу предложили главную роль в постановке по пьесе А. Хмелика «Федякин крупным планом». Прошли новогодние каникулы, и вдруг мы получаем телеграмму, что Харьковский ТЮЗ сгорел из-за замыкания проводки на новогодней елке. Яшка - Бумбараш Подумав, я решил, что начинать свою творческую деятельность артистом погорелого театра как-то не радует. Тут приезжает главный режиссер Волгоградского ТЮЗа Вадим Иванович Давыдов, который большую часть своей театральной жизни служил на сцене Саратовского ТЮЗа, и к нашей радости приглашает пятерых в Волгоград, где ТЮЗ совсем недавно возродился. Так моя судьба оказалась связана с этим дорогим мне городом.

Первый ввод – на роль школьника. Я выглядел тогда очень молодо: щеки из-за ушей видать, шевелюра, кудри! Мой герой Антон заикался, и одноклассники были рады, когда он отвечал, затягивая время на опрос. И я, к-к-конечно, по-по-могал им. Меня очень тронуло, когда на моей первой премьере – а премьеры тогда приурочивали ко дню рождения театра – все артисты отдали свои цветы мне – дебютанту. Кстати, мой второй сын назван в честь первой роли Антоном.

– Вами сыграно огромное количество ролей. Какие наиболее запомнились?

– В ТЮЗе я прослужил тридцать лет. Первые встречи юных зрителей с театром происходят на сказках. Поэтому сыграно множество зверей. Я был и котами, и диким псом, и медведем. Довелось даже фруктом побывать – мастером Виноградинкой в «Приключениях Чиполлино». 12 лет я был единственным исполнителем роли Пьеро в «Золотом ключике». Прекрасный был спектакль «Али-Баба и сорок разбойников», где я играл Али-Бабу, – яркий, красочный, музыкальный образ. Пел своим голосом. Я вообще очень люблю петь и танцевать. Когда в одной гримерке со мной был Михаил Матвеевич Таубе, легенда нашей оперетты, в последние годы работавший в ТЮЗе, он сказал, что мне прямая дорога в музкомедию.

– Так ведь и получилось...

В.И.Ульянов (Защитник Ульянов) – Да, Михаил Станиславович Ковальчик предложил мне роль в музыкальном спектакле «Свадьба в стиле ретро», где я с удовольствием сыграл обходительного и ласкового мерзавца Леонида. Было довольно много музыкального материала, и я благодарен партнерам, концертмейстерам, оркестру за поддержку. Много было интересных ролей и в спектаклях вечернего репертуара ТЮЗа, спектаклях для студенчества, для взрослых. Довелось сыграть Ленина в постановке «Защитник Ульянов». И каждый раз при моем выходе на сцену раздавались аплодисменты, настолько был узнаваем образ.

Одна из любимых ролей классического репертуара – Фердинанд в «Коварстве и любви» Шиллера. Этапной и поворотной в моей жизни стала «Свадьба Кречинского». Мы с Володей Бондаренко должны были в очередь играть Кречинского. А у пробовавшихся на Расплюева исполнителей не все получалось. Режиссер Лев Михайлович Аронов долго уговаривал меня попробовать. Не будет Расплюева, не будет и спектакля – я согласился. И глубоко проработанный с постановщиком образ Расплюева получился удивительно многогранным. Скандальная известность сопровождала премьеру «Лолиты» по роману Набокова. «Русский фронт», организация «Дети Сталинграда» очень мощно протестовали, устраивали пикеты, вывешивали лозунги «Красный фонарь – ТЮЗу», «ТЮЗ – публичный дом». А как же не публичный? Конечно, публичный – театр ведь дом для публики! А получилась вещь трагическая, настоящая драма. Я играл некоего джентльмена по имени Эдвард, находящегося все время на сцене, который комментировал эту историю. Повезли на фестиваль в Екатеринбург. Масленников А.А. засл. арт. РФ Публика была в восторге, критики разнесли. Но в тысячном зале яблоку упасть было негде, все проходы забивались зрителями.

На главную роль Чарльза Кэндэмина в пьесе «Неугомонный дух» Н. Кауарда пробовались восемь актеров. А меня режиссер увидел в бабочке и смокинге ведущим вечера в СТД, предложил сыграть, и все прошло успешно. Я очень благодарен своей жене. Наталья Петровна, заслуженный работник культуры России, мой самый любимый и самый строгий критик. С женой мы познакомились на сцене саратовского Дома офицеров, где вместе играми во время моей службы в армии, потом более 20 лет – в Волгоградском ТЮЗе. Этому театру я благодарен за 30 лет полнокровной творческой жизни. Жаль, что нет предложений от родного театра теперь.

Как-то так сложилась моя судьба, что я ничего не просил. Ни квартиры, ни зарплаты, ни ролей, ни звания. Как там у Булгакова: «Придут и сами все дадут»? И я был рад предложению прочитать сказку «Петя и волк» с симфоническим оркестром. Ее же исполняли великие артисты: наш радиосказочник Николай Литвинов, Вера Марецкая, даже Михаил Сергеевич Горбачев за хороший гонорар читал эту сказку. Много было удачных работ с нашими дирижерами. И «Пушкинский Петербург», и джазовый «Духовный концерт» Дюка Эллингтона. Самой большой радостью в этот мой юбилейный год, самым большим подарком стало приглашение возглавившим Молодежный театр Владимиром Бондаренко на роль в спектакль «Прежде чем пропоет петух». Александр Масленников в роли Угрика Когда свершилась эта смена караула в театре, Владимир, с которым мы играли на сцене ТЮЗа, сидели много лет в одной гримерке, позвонил мне и предложил участие в новой работе. Я даже не спросил, какой спектакль, какая роль. Актер без ролей, как без воздуха. Пьесу прочитал залпом и был потрясен образом Угрика. Эта трансформация человека, этот финальный монолог «всю жизнь честно жил, честно работал, пока не настали эти скверные времена», все это заставляет каждого зрителя задуматься над своей жизнью. Правду говорят, порядочного человека легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости. Не могу я сказать, что это отрицательный персонаж. Он – обыватель. И я не прокурор ему – скорее адвокат. Я был потрясен взаимодействием моих партнеров по спектаклю. Ведь не будет петельки-крючочка, не будет коллективного творчества, и все распадется тут же. И, надо отдать должное, коллектив в Молодежном театре дружный, сплоченный, творческий, талантливый. Все открытые, душевные, сердечные люди.

С А.А.Калягиным (два Сан Саныча) Знаете, когда одного человека в молодости спросили, кто лучший композитор, он ответил: я! А через несколько лет уже говорил: я и Моцарт! Потом уже отвечал: Моцарт и я! А ближе к старости осталось: только Моцарт. Так и я считаю: есть только театр! Только театр может спасти нас от того времени, в котором мы живем. Только приходя в театр, развлекая, заставляя сопереживать публику, не поучая ее, мы можем будить в ней эмоции. Благородные, романтические, очищающие.

Валерий БЕЛЯНСКИЙ

Владимир БОНДАРЕНКО:
– Пьеса «Прежде чем пропоет петух» написана на актеров разного поколения. Со средним и младшим поколением мы обошлись силами труппы, а на поколение постарше надо было исполнителей приглашать. Естественно, приглашение Александра Александровича на роль Угрика не случайно. Он актер внутренне очень гибкий. Он реагирует на замечания, на пожелания, на, возможно, не совсем традиционную трактовку роли не механически, не мотивируя себя, а внутренне это принимая. Именно с этих позиций я его приглашал, и это все совершенно оправдалось. Роль очень сложная. И, на мой взгляд, Масленников с ней очень хорошо справился. У него получился не ходульный, не черный или белый, не хороший или плохой, а объемный персонаж.

Видеосюжеты

Представляем

«Волгоградконцерт»
представляет


«Синий троллейбус - Песенная страна»

Подробнее...



Заказ билетов

50-50-09

Летнее настроение

Мы в соцсетях

Концерт
в виртуальном
режиме

Электронный Волгоград

Мы в ВТПП


Партнёры

Муниципальное учреждение культуры «ВОЛГОГРАДКОНЦЕРТ» | Дизайн - Алексей СОКОЛОВ